Горнолыжный курорт Оре, Швеция: впечатления российского туриста
Про горнолыжный курорт Оре мы узнали еще летом – попалась на глаза рекламная газетка какого-то туроператора и вместе с ней в жизнь вошла мечта: побывать на одном из самых крупных горнолыжных курортов Скандинавии. И вот мы в Оре… Как оказалось, картинки в рекламном буклете не такие яркие в жизни.
Оре – это не просто горнолыжный курорт, это город, в котором есть горнолыжные склоны. Да не один или несколько, а целых 49! Все в одном флаконе – катание, развлечения, природа. Так уверяла реклама. На деле оказалось все гораздо прозаичнее.
Да, Оре – это одна сплошная зона катания, растянувшаяся километров на 20 вдоль дороги с довольно напряженным транспортным потоком. У каждого коттеджа стоит по 3-4 автомобиля, большинство туристов по своим делам перемещаются именно на машинах. Так что миф о прогулках на свежем воздухе оказался развеянным сразу. «Подышать» можно, только подальше забравшись на гору. Собственно Оре (зона Оре-Бю) – крошечный городок, а по российским меркам так и вообще поселок городского типа. Да, тут есть пара улочек с сувенирными лавками и кафе, небольшая центральная площадь, железнодорожный вокзал и несколько интересных по архитектуре домиков. Обойти все можно, даже не торопясь, минут за 40. И то, если в магазины заходить.
Коттеджи есть разные. Те, что подороже, находятся повыше. Самые бюджетные – вблизи подъемников. Домик разделен на 4 блока, два на первом этаже, два – на втором. Под окном – парковка. На 1 блок – 1 машино-место.
На улице есть кладовка для спортинвентаря, закрывается на ключ, но многие не утруждают себя уборкой лыж «от греха подальше», краж все равно нет.
По сравнению с финскими или норвежскими коттеджами, шведские поражают своим неуютом и даже какой-то убогостью. Мебельный шедевр – двухъярусные кровати. Интересно, что они всюду, даже в очень дорогих апартаментах. Приехал так с женой на отдых и спишь, как в пионерлагере…
Шведы экономят место на всем, входная дверь ведет не в холл, а сразу в «главную» комнату (она же и гостиная, и кухня одновременно). В санузле размещены и сауна, и душ, и унитаз, и раковина, и сушильный шкаф. Если человек зашел туда по какому-то «делу», то дела всех остальных подождут.
Посуда убогая. Чугунным сковородкам и чугунным же кастрюлям давно место в музее, а не на современной кухне. Поварешки вообще в принципе не было, наливали суп кружкой. Рюмки-стопки битые стоят, ножи тупые, тефлоновая посуда пошкрябанная…
Сами кухонные шкафы выкрашены шаровой краской. Кто не знает – это такой угрюмый оттенок серого, у нас ею корабли военные красят обычно.
Интерьер в гостиной – никакой, аскетично до безобразия. Форточек нет, проветрить помещение можно лишь открыванием входной двери.
Ски-пассы в Оре дорогие. Те, кто бывал в Австрии, утверждают, что «шведская» цена за пропуск на подъемники процентов на 10 дороже, чем в Альпах. А вот сервис совсем не на такой высоте. Как выяснилось, склоны трачат только один раз в неделю – по средам. Да и вообще трассы малоухоженные, часто прямо посреди склона торчит «стерня» — ветки, трава, а то и вообще голый лед.
Подъемники в подавляющем большинстве бугельные, небольшой процент кресельных, совсем мало гондол. Есть один в виде автобуса, который доставляет туристов к самой высокой точке Оре – на гору Орескутан. Правда, не сам «пик» (его высота 1420 метров над уровнем моря), чтобы попасть на смотровую площадку, надо еще пешочком подняться в горку метров этак полтораста.
Из-за ветреной погоды «кабинбанана» — так называется этот фуникулер — часто не работает. За все 6 дней, что мы были в Оре, попасть на главную гору так и не удалось.
Подъемы на склонные есть очень затяжные и приходится мерзнуть на бугеле.
В туристических рекламных проспектах говорится, что системой подъемников Оре объединяется в одно целое, но на самом деле это не так.
Переехать с одного склона на другой можно в Тегефьеле и Дюведе и в Оре-Бю и Бьернене. То есть фактически две большие зоны катания.
Всего чуть больше 40 подъемников и у некоторых, являющихся ключевыми, зачастую скапливаются очереди.
В Оре есть 4 освещенных склона для вечернего катания. Смотрятся они красиво, особенно когда стемнеет, но кататься фактически можно по одному. Два просто закрыты, на одном тренируются местные спортсмены. Ну, а на единственном «рабочем» тусуются все желающие. Народу так много, что того и гляди, чтобы ни ты на кого, ни на тебя кто-нибудь не наехал.
Самые пологие склоны – в Оре-Бьорнен. Шведы на этой «площадке» учат своих детей кататься. В Дюведе тоже не так круто, как в Тегефьеле или Оре-Бю.
Кстати, именно в Бьорнене и в Дюведе находятся трассы для беговых лыж. Дистанции проложены по 5, 7,5, 10 и 15 километров. Часть лыжни «подается» как освещенная. На практике это всего лишь 2 с небольшим километра от старта и просто обыкновенные столбы с обыкновенными лампочками, света дают они мало, а маршрут настолько запутан, что и в светлое-то время дня трудно разобраться – по какому ты катишь, 5-километровому или же в три раза длиннее. Маркировка лыжных беговых трасс хромает. В Дюведе беговые лыжные дорожки проложены вдоль каких-то вырубок, так что красотами не полюбуешься – их просто нет.
Снежные пушки работают, даже когда идет катание – запросто можно получить снежный заряд в лицо, когда едешь на подъемнике.
От поселка к поселку ходит общественный транспорт, так называемый ски-бас. Это обычный автобус, а сзади у него прикреплена «будка» для лыж. Ски-бас бесплатный, отправляется с остановок возле респешена по расписанию, но не часто. Примерно один раз в час.
По-русски на ресепшене не говорят, английский еще так-сяк, в основном по-шведски. Приходилось объясняться знаками или рисунками.
В прокатном магазине и на стойке продаж ски-пассов была очередь, чтобы попасть к заветному прилавку, нужно было взять талончик электронной очереди. Люди бывалые сказали, что такая картина всегда бывает в дни заездов – обычно это четверг и суббота.
Интернета в коттеджах нет, в зоне ресепшена тоже нет. Чтобы получить доступ в сеть, нужно оплатить роутер. Как оказалось, он объединяет 10 пользователей, скорость низкая, сайты открываются медленнее некуда.
Продукты в Швеции дорогие, так что лучше все везти с собой. Всё – это отнюдь не преувеличение. Нам, к примеру, пригодилась даже соль – посыпали ею дорожки возле коттеджа во время гололеда.
Расплатиться евро можно не в каждом магазинчике. Есть маленькие лавки, где ничего, кроме шведских крон не берут и карточкой оплатить не получится.
Если берут евро-деньги, то сдачу дают непременно местной валютой, которую потом не знаешь куда деть, разве что привезти как сувенир.
Сувениры, кстати, не дешевы — от 200 рублей за магнит, кружка 800-900 рублей, тарелка — 700. Да и особо нет выбора. Правда, в качестве сувенира, можно привезти шоколадные конфеты местной фабрики. Это шоколадное производство находится на пересечении главной трассы со съездом со склонов Оре-Бьернен. Небольшое такое помещение, шоколадные конфеты дают пробовать, прежде чем выбрать ля покупки. В основном производят шоколадные конфеты с какими-нибудь начинками типа желе или даже алкоголя. Цена раза в 3 дороже нашего (вроде бабаевского или фабрики Крупской) шоколада. Но кулечки красивые — купишь ради упаковки.
Кроме шоколадной фабрики в Оре достопримечательностей особо нет. Разве что в 22 км на северо-восток находится самый большой в Швеции водопад Таненфорсен. Его высота 38 метров и зимой, если очень сильные морозы, он полностью замерзает. Честно сказать, не впечатлил этот водопад, ничего особенного, хотя и называют шведской Ниагарой. Рядом с водопадом стоит иглу — снежный дом такой, его специально строят каждую зиму из снежных и ледяных блоков. Проход внутрь (хотя смотреть-то и нечего там) — 20 евро с человека. Но через иглу можно подойти к водопаду поближе.
Полезно и интересно
Название города по-шведски: ÅREТрассы: 98 км, из них 10 км для новичков, 38 км простые, 39 км среднего уровня, 5 км сложные
Лыжный сезон: декабрь — май
Расстояние до Стокгольма — 656 км
Ближайший аэропорт Остерсунд — 80 км
Ближайшая железнодорожная станция Оре — 0 км, Дувед — 8 км Тронхейм/Норвегия — 180 км
Подъёмники: 1 гондола, 1 фуникулёр, 1 кабина, 6 кресельных, 31 бугельных
Трассы: зеленых — 10, синих — 38, красных — 39, черных — 5. Всего — 98.
Максимальная высота подъёма: 1274 м