Время сейчас
В Швеции:  
Москва:  
Екатеринбург:  

Min svenska resa

Alexander Stepanov Неожиданно для меня, меня взяли на стипендию в шведскую летнею школу изучения шведского языка и культуры Аксевалла. Хотя я в конце мая уже не надеялся что возьмут.

Для себя поставил цель, если не ответят до Июня, то покупаю уже билеты на другое мероприятие, конечно же тоже классное, но в какой-то степени пройденное. Неожиданность заключалось в том, что у меня уже фактически был спланирован летний отдых и я уже не надеялся на такой подарок. Буквально в самом конце мая получил ответное письмо из школы (Бильмстромске) в которую я писал заявления, что меня взяли в совершенно другую школу, а именно в Аксеваллу. Разбираться уж не стал, т.к. Аксевалла мне показалось значительно лучше. В результате пришлось срочно планировать Швецию на лето. Хорошо, мой отпуск совпадал с датами обучения.

До школы выбрал достаточно бюджетный и интересный маршрут. Поскольку. визовый центр в нашем городе требовал план путешествия, то мне пришлось организовать всю поездку заранее с выкупом всех билетов заранее. Из-за чего я был несколько ограничен в выборе мест путешествия. Сам визовый центр открылся только в этом году, поэтому мне сильно повезло что не нужно было тратить деньги время на поездку в Москву. Саму визу оформили достаточно быстро за пять дней буквально, через неделю была уже на руках, трата за визовые сборы 1500р примерно, дороговато для работы с бумажками. Это некоторая помощь в оформлении бумаг и их проверка и отправка документов до генерального консульства Швеции в Москву или в Санкт-Петербург и обратно. Визу я получил и уже чувствовал себя отлично, поскольку перед получением чувствовал некоторое напряжение, особенно после того, как деньги на билеты были потрачены, отели забронированы. План был таков: доехать до Спб на поезде, где я сяду на автобус до Хельсинки, где я сяду на паром до Стокгольма, где я сяду на поезд до города Шевде и откуда я пошел бы пешком до школы. Обратно тоже хитро. Билет был выкуплен от Гетеборга до Копенгагена на автобус и от Копенгагена до Хельсинки на самолет, где я должен сесть на автобус до Спб.

В России теперь можно выкупать электронные билеты, это очень сильно упрощает жизнь, теперь не нужно стоять в очередях за билетами, а если еще есть электронная регистрация, то вообще все хорошо. Просто с документом приходишь на поезд и садишься. В некоторых российских, новых вагонах можно ездить хорошо. Появились удобные койки и биотуалеты. Езда из Екатеринбурга до СПБ занимает около 36 часов. В поезде никто не напрягал, занимался своими делами, читал шведский, смотрел фильмы на планшете. Утром был в Спб на Ладожском вокзале. Встретился с Сергеем которых ходил с нами на занятия шведского в Екатеринбурге. Показал город. Я стал немного ориентироваться в нем. Спб поразил своей эпичностью и размахом. На вид действительно европейский город, пока не зайдешь в какой-нибудь не туристический квартал или двор. Глядя на который можно вспомнить, что находишься в России. Сходил в Петропавловскую крепость посмотрел аврору, Эрмитаж, сходил на концерт местной группы, видел шведскую улицу с домами в шведском стиле и генеральное консульство. На метро в Спб передвигаться достаточно удобно, если после этого не прочь пройти пешочком немного. Поразило тем насколько оно глубоко залегает, связанно наверное с тем, что Спб стоит на болоте. Проблем со Шведской валютой, которые были в Екатеринбурге нет, в сбербанке получил необходимые кроны. Понравилось наличие вегетарианского кафе, где можно даже, если не буржуйничать недорого, хорошо поесть по вегански и честные попрошайки — «не хватает на бухло», что примечательно честность не оценивается, в тряпичной сумочке лежало ноль рублей, чтобы иметь успех лги больше.

На следующий день утром, после того как закупился продуктами в дорогу, сел в микроавтобус который идет до Хельсинки, сотрудники работают очень хорошо, сообщают и напоминают заранее куда и когда подходить. Через несколько часов были на границе. Повезло, выпускают быстро. Фины на границе говорят по-русски. Сходили в duty free. Цены на алкоголь поразили своей невысокой ценой, особенно на коньяк. Купил разве что шоколада, поесть в дорогу. Часа три еще предстояло ехать до Хельсинки. Вдоль всего маршрута тянулись фонарные столбы. И повсеместно ровные дороги сделанные из другого асфальта, который больше напоминал камень по своей жесткости, без применения нефтепродуктов из-за чего запах вдоль трассы был поразительно чистый, очень экологический асфальт. Водитель доставил до паромного терминала Таллинк Силья, где я собственно перекантовал некоторое время до отплытия парома. На регистрации пассажиров работала русская сотрудница из-за чего не получилось опробовать свой шведский. Выдали магнитный ключ. Затем пошел гулять по городу и вдоль бухты. С берега открывался потрясающий вид море, рядом стоял памятник дружбы СССР и Финляндии 1968 года с надписями на русском, шведском и финском. Прогулялся совсем чуть-чуть в глубь города. Через некоторое время пришел на терминал для посадки. Сотрудники помогали использовать правильно магнитный ключ для прохода через ворота. Пошел на борт искать свою каюту. Паром огромнейший понадобилось без малого 30 минут чтобы с ориентироваться в пароме и отыскать каюту, которая была в самом расстрельном месте, на второй палубы у самой ватерлинии наверное, под машинами. Меня поселили вместе с какими-то испанцами. В каюте находиться не хотелось, пошел исследовать паром и смотреть на отплытие с высокой палубы, стояло отличная погода, светило Солнце и не слишком жарко. Размером он кстати, с 9и этажное здание, открывался неплохой вид на Хельсинки и на море. Здесь собралось много людей поглядеть на отплытия, как и я. Поплыли. Проплыли несколько маленьких островов. Проплыли крепость на острове, заросший зеленью, потрясающий вид с вершины парома. Хельсинки неумолимо отдалялись, когда выплыли из бухты начало нас обдувать сильнейшим ветром, так что находится на на открытой части корабля было не приятно. Пошел исследовать внутренности. Внутри парома было множество магазинов и кафе и баров и ночной клуб и концертный зал, как мини город. Можно было сесть на диванчик и любоваться через стекло видами балтийского море, где проплывали мимо разные яхты и кораблики. Перед сном прогулялся на ночном пароме.

Gamla Stan i StockholmУтром приплыли в Стокгольм, погода кардинально изменилась, солнце пропало, облачно, но без дождя. Выйдя на берег пошел искать станцию метро Йердет. Метро дорогое, но очень хотелось прокатиться на нем. Доехал до самого центра, а точней центрального вокзала. Пошел гулять по городу. Первым делом пошел искать карту города. Нашел и купил карту истратил на это почти 70 крон, хотя в соседнем магазине нашел бесплатную карту. Затем дошел до канала. Где купил мороженное в киоске, где удивительно не принимали кредитные карты. Шведское мороженное пришлось по душе. Шел вдоль канала, там вручили рекламку с туристским маршрутом на автобусе, взял ее и пошел гулять по нему пешком через музей Васы. Посмотрел на остров с яхтами и музейными корабликами и пушками и прочее, дошел на музея, где увидел большую очередь из людей. Простоял минут 40, затем купил билет за 110 крон. Васа это корабль построенные при короле Швеции Васы, выйдя из верфи почти сразу же затонул с огромным количеством пушек, наверное перегрузили и не просчитали. В музее был настоящий корабль 17го века с пушками, часть корабля была утрачена (в основном мелкие и хрупкие детали, как мачта, веревки и прочее), которые скрупулезно восстановили впоследствии. Музей огромен с демонстрацией всего связанного с его историей, включая поднятия со дна бухты. На обозрение были выставлены останки людей. Много-много всего связанного с этим кораблем. Потратил очень много времени в музее. Далее посмотрел на городскую ратушу, походил по паркам, к сожалению времени на Скансен парк уже не было. Позже встретил девушку из Грузии с которой договорились встретиться еще по интернету. Дальше уже не один пошел на скалу напротив Гамла стана. Пошли назад, уже в Гамла стан с узкими улицами, некоторые такие узкие, что может пройти только один человек, дальше самый центр — главная площадь, окруженная типичными шведскими домами. Недалеко, нашел магазин со старыми книгами, среди которых была забавная книжка Min Ryska Resa (мое русское путешествие). Поскольку я был ограничен в грузоподъемности, брать не стал лишни книги к сожаление. Прошли вдоль королевского дворца и Рикстага. Уже начало темнеть должны были встретить еще двух людей в городе, не получилось, разминулись в минуту буквально, как выяснилось. Когда настает ночь в Стокгольме, местные жители уходят спать, остаются иммигранты и всякие туристы, в частности пьяные туристы из России и из бывшего СССР, которых в первую очередь можно идентифицировать по русскому мату. Пристал один из Азейбарджана в Макдаке, который работал водителем и который приставал с вопросами о всякой политике, лично я наотрез отказывался рассуждать на данную тему, но он дал дельный совет — держаться от черных арабов подальше. В том же Стокгольме я встречал бомжей, не думал, что они существуют в Швеции, но бывает и такое, которые в отличие от русских, на вид я бы сказал, что не пьют, наверное потому что выпивку в Швеции купить очень сложно. Продажу репкой более 5% алкоголя контролирует единственная государственная организация «системболагет». Также их встречал, только путешественников, между деревнями. Дошли до вокзала где осели, но он закрылся и всех выгнали, пришлось искать место для ночевки, в Макдоналдсе тоже не получилось посидеть долго, далее вернулись на вокзал, где просидели до открытия вокзала, там же встретились остальными студентами. Вместе сели на поезд до Шевде.

Приехали в Шевде, откуда по плану я должен был пройти пешком до школы по 20км отличных дорог. Впервые увидел небольшой по российским мерками, шведский город. Ухоженные улицы, пробегающие люди на встречу, фонтаны, велодорожки. Вначале трасса, потом свернул на велодорожку, пройдя несколько километров по ней решил свернуть обратно на трассу т.к. боялся что она заведет совсем не туда, т.к. у меня не было нормальной карты, а лишь плохая распечатка. Проезжающие мимо водители постоянно обращали внимание на странного человека идущего вдоль трассы. Вся дорога была огорожена металлическим забором, как вообще почти везде в Швеции, возможно от животных, но не знаю, не интересовался. Спустя десяток километров свернул в направлении деревни Varhnem. через которую я должен был дойди до школы. Обратил внимание на большущую церковь в этой деревни, но идти к ней не стал, но там я был позже. Вдоль дороги открытые площадки, иногда озера, дома. Дошел до деревни Аксвалль — ура! Совсем чуть-чуть. По знаку Аксевалла фолькхогскула повернул на право, где меня встретил ректор, которая после помогла разместиться и обустроиться в школе.

Axevalla Поместили меня в Гимнастикене, дом в котором был спортивный зал, баня, два пианино своя кухня, гостиная, холодильники и много всего, вообще ни в чем не нуждались. Ах да, была так же музыкальная комната (барабаны, гитары) в которой собирались пару раз играть музыку. В моей комнате был умывальник и аж де кровати, любую на выбор, вид из окна открывался на стоянку и выход в деревню Аксвалль. Раньше в школе была расположена кавалерийская часть которую позже переоборудовали в школу, об этом напоминали название зданий, а также обелиск недалеко от школы Так же познакомился со многими учениками, в течении дня они продолжали прибывать. Вначале перепутал преподов с учеником, но вроде обошлось. Через некоторое время пошел есть. На кухне типичный шведский стол, и еды так много, что без определенный видов спортивной деятельности невозможно было остаться в такой же форме в которой прибыл. Причем с вегетарианской едой абсолютно никаких проблем так же как и везде в Швеции. Помимо обычно еды, самое классное — это фики, типичные шведские чаи или кофе с пироженным или печенька или булочкой в четыре часа, каждый день что-то новое и никогда не повторялось и всегда было очень вкусно. Единственная еда в которой нас однажды ограничели) Всего кормили шесть раз в день после каждой лекции. Первое — это завтрак, второе — это фрукты, третье — это обед, четвертое — это фика, пятое — это ужин, шестое — это вечерняя еда. После еды получили легкий инструктаж, некоторые задание и план учебы.

Первую неделю занимались по три лекции в день. Потом после того, как уехал один из преподавателей ограничились двумя, в результате чего стало больше свободного времени, ездили в соседнею Скару или Шевде, а также на велосипедах.

Лекции были построены так — больше общений и контактов с преподавателями. Иногда получали задания в игровой форме. Была теория, но немного, я привык к теории поэтому мне было очень интересно, главных из минусов курсов, что мало теории все-таки. После лекций был так же активные упражнения, но не обязательные. Разучивали разные шведские игры, которые на словах объяснить невозможно, но они очень интересные и необычайно сближающие людей. После всего этого обычно устраивали вечеринки уже сами в доме под названием Кунгс — с билльярдом, дартсом, музыкой из ютуба. С Интернетом тоже проблем не было, в любой точке школы можно его найти, разве изредка были проблемы, ну и с компьютерами конечно. Кто-то пил, кто-то тусил, кто-то просто так общаться, я ходил для того, чтобы научиться понимать шведскуй речь лучше и благо к середине или даже ближе к концу курсов у меня не составляло особого труда понять что говорить такой же ученик как и я, хотя в прочих шведов было понимать куда сложней, некоторых лучше, некоторых хуже если сильно не грузиться диалогами то можно было пообщаться, это получилось в поездке в лесу, где поболтал чуть-чуть о природе и разных видах порта с преподом по физ. упражнениям. Кстати говоря, ездили в удивительный парк под названием Сильвефаллет, я аж два раза ездил. Там были водопады, вишни размером с березу или даже дуб, множество лягушек, некоторые размером с ладонь, черных и больших слизняком, которые как сказал препод были каким-то образом завезены из испани и которые расселились так, что они сами незнают что делать, а так же бык, непонятно как заброшенный сюда, который нас немного испугал, но вроде оказался довольно мирным, на обратно пути мы его не видели, куда-то ушел. Великолепное место. Наконец прошелся по шведскому лесу. Так же нас научили играть в брендбол — это аналог русской лапты, а так же родственник бейсбола, в городки — это когда нужно было сбивать палочки домики на поле соперника. Впервые попробовал для себя аэробику, упражнения под музыку. Поиграли в слова. Это игра где нужно было придумать несколько тем. Например, города, страны, известные люди и т. п. По кругу все участники выбирали букву из шведского алфавита, после того как выбрали букву нужно было написать по одному слова на каждую тему. Кто больше всех напишет тот и победил. Очень увлекательно. Также, под конец всех курсов, нас научили кидать боевой топор. В начале пошло хорошо, попал в мишень… Под конец я со всей своей дури закинул топор в мишень, в которой он благополучно переломился в черенке, который взмахнул вверх на десять метров и упал недалеко от мишени. В результате чеко игру закончили и разошлись праздновать окончание курсов.

gothenburg В конце первой недели, а точнее в первую субботу после начало курсов нас возили на экскурсию в Гётеборг на большом автобусе. Погода предвещала дождь. Почти 100км дороги в одну сторону поехали на удобном шведском автобусе. В пути преподаватель читала рассказ, за окном всюду ветровые электростанции, поля на которых разбросанно сено в пластиковых пакетах. Когда доехали до Гетеборга начался легкий дождь небо было затянуто, кстати впервые после начало курсов, до этого каждый день светило солнце. Прокатили по красивым улицам вместе с гидом. Затем нас высадили в бесплатный туалет в церкви. Кстати заодно впервые увидел протестантскую церковь изнутри всюду удобные скамьи чтобы слушать проповедь если нужно, милые картины с изображением рабочих и даже тюремщиков. Сама церковь стояла на вершине холма с которого открывался удивительный вид на каналы и Гетеборга и город, минус было пасмурно. В конце нас довезли до экскурсионной лодки, в которой нас покатали вдоль каналов города вместе с экскурсоводом, в этот момент заморосил дождь, дали забавные, желтые дождевечки, который я и оставил себе после поездки. Мосты через каналы очень низкие и пришлось иногда сильно нагибаться дабы не получить смачный удар по голове. Вдоль берега показали корабли, военные современные корабли в том числе, доки, видели здание телевидения «SVT». Очень красиво только было пасмурно. После того как приплыли нам раздали карты и мы могли идти на все четыре стороны в течении трех часов. Я пошел исследовать Гётеборг, немного по магазинам, т.к. у меня была в планах остановка в Гетеборге после курсов, не было стремление увидеть все и сразу. Удалось купить русско-швеский словарик. Видел стадион, где проходят много крутых концертов зарубежных групп, здание Гётеборского университета, мимо которого я буду проходить каждый день после курсов, что я жил в Гётеборге. Перед самым выездом немного заблудился, встретил поляков с которыми я учился, пошел с ними в центр. Т.к. уже скоро надо было выезжать. Перед выездом прямо в 200х метров от автобуса начался сильнейший ливень, который я наверное никогда не видел раньше, буквально промок до нитки, за несколько секунд, забежал в автобус и в довольно некомфортной ситуации поехали домой. В течении половины дороги от Гётеборга до школы шёл сильнейший ливень, так что за окно едва едва, можно было что-то разглядеть.

naturОдно из заданий в школе — это создание презентаций о своей стране, в обще сложности в школе было представлено 20 стран, по четыре страны за раз. Каждый подготовил уникальную презентацию своей страны со своими, на его взгляд, интересными сторонами на которые стоит обратить внимание это может быть — природа, история, изобретения, достижения и прочие уникальные особенности. Главные минус презентации это ограничение по времени из-за чего не получилось как можно насыщенней представить свои страна, т.к. нам дали всего по 15 минут.

Освоил немного технику приготовления шведских булочек с корицей в один из дней после занятий, в свободное время так же можно было сходить в кинотеатре которых находился в учебном здании или собраться в уютной гостиной за совместным просмотром фильмов.

Во второй неделю учебы, в субботу съездили на экскурсию в Лэкко Слот, замок на берегу озера Веннерн, самого большого в Швеции и третье по величине в Европе, а также самое пресное в мире. Замок на вид представлял собой позднее средневековье или даже много позже… т.к. на нем отсутствовали бойницы и не похоже было, что он был хорошо укреплен. Скорей напоминал дворец короля, особенно по внутренним помещениям, чем какое-то укрепленное или военное сооружение. Внутри прошлись в экскурсии по замку посмотрели на королевский быт, мебель старая, сохранилась еще с тех пор, была сделана не в Швеции, а была куплена из-за границы, как рассказал экскурсовод и не только мебель, а многое что, включая еду, которая была представлена в виде бутафорных угощений на столе, также там расположен музей флоры и другое. После экскурсии зашел в магазинчик, где затоварился чаем из замка. Когда был в замке обратил внимание, с самого верхнего этажа красивейший вид на озеро. После всего этого сходили в местное кафе. Также рядом с замок стоял на причале воссозданный дракар, древний скандинавский корабль. И судя по всему он был на ходу. После поездки остановились в лидчепинге, город недалеко от замке, где походили по магазинам, или посмотрели на кварталы. В городе мне очень понравился секонд-хенд, очень мило, все чисто везде порядок, повсюду уникальные товары и потрясающая фоновая музыка, погружающая в атмосферу чего-то необычного, по-шведски сказочного, а не обычного пункта обмена денег на товар.

SkövdeТак же вечером, либо в другое свободное время, устраивали самостоятельные поездки, то на велосипеде, то на местном микроавтобусе, всего их было два и на каждом удалось прокатиться. В начале давали ездить только в ближайшие города Шевде или Скара. Но я загорелся желание съездить куда-нибудь подальше, например в Лидчепинг, что возле озера Вэннерн. На мое удивление разрешили, главное это нужно было собрать полный автобус людей и отправиться в путь. На следующий день уже поехали, я быстро привык к автобусу и шведским дорогам, ибо они идеальны, незаметно можно было разогнаться до 130 и ничего не почувствовать. Маленькие города в Швеции это нечто уникальное, внешне похожи на большие, но только маленькие и людей меньше, мало иностранцев, если есть, то это в основном мигранты. Очень уютные и волшебные и спокойные. Долго гуляли по городу, сходили на Редхюсет, прошли вдоль набережной толи реки толи канала с фонтанами и цветами, повсюду флаги иностранных государств, необычные вещи в виде велосипеда с чехлом вязанными разноцветными нитками. Гладкий газон, повсюду ухоженный, пожилые люди на специальных моторизированных электроколясках, американские ретро автомобили, типа кадиллак годов 60-70х, а так же современные спортивные автомобили, что говорит о том, что люди живут очень хорошо, даже в таких маленьких городах. С берега реки открывается классный вид на бескрайний горизонт озера. На обратном пути поехали через город Гетена, дабы заглянуть в древнейший собор Швеции, внутри конечно все современное но древность можно было ощутить по некоторым могилам, надписи которые были почти не идентифицированы, со стороны церкви открывался удивительные открытые пространства Швеции. Ездили в Скару много раз, в этом городе можно было закупаться алкоголем кто хотел или купить какие-нибудь вещи и даже русско-шведский словарик. Вообще сюда постоянно ездили за алкоголем. В один из последних дней я туду съездил на велосипеде, что бы взять карту окрестностей, там же нашел карту заповедников и карту пешеходных маршрутов по ним. Жаль что поздно ее обнаружил. Вообще, в каждом городе удавалось найти свою карту, что очень облегчало задачу поиска чего-то интересного. Также в городе для нас провели семинар о шведских зависимостях (нарко, алко и игровые даже) в местной клинике, про которые после нужно было отвечать на занятии в школе. Было очень скучно, возможно я хотел просто спать, т.к. там мы были только рано утром. В Шевде ездили тоже просто так, в основном этот город был транзитным, но и там можно было кое-что посмотреть например забавные искусственные деревья, парк рядом с вокзалом и да, проблем с Интернетом особых нигде в Швеции не было. Кстати, рядом с вокзалом в “форексе” можно было спокойно обменять рубли на кроны. В этом городе можно было зайти в большой магазин и купить что-то уникальное или необходимое, я например купли сумку в которую складывал все свои бумаги для учебы и документы. Центр города был усеян кафешками и прочими подобными заведениями, где можно было поторчать до 2х часов ночи. Ибо даже ночной клуб в которые мы ездил закрылся в 2а часа ночи, наверное он был бесплатным и поэтому так. Освоил техники вождение автобуса в ночное время года. И да чтобы дали автобус, нужно было иметь в.у., у меня было российское ву европейского образца, никаких впросов, бензин школа оплатила. В клубе довольно классно провели время, никогда ранее в ночные клубы не ходил, но был неплохой опыт, понаблюдать за шведами, музыку правда играли ужасную, притом заезженную. В один из дней через этот города, в начале я планировал попасть на рок концерт в Муталу, но передумал, ибо сложно, ну и не получилось вообщем я поехал в город Карлсборг на автобусах. До Шевде я ехали на одном автобусе, причем в Швеции можно проехать только по специальному проездному или с помощью кредитной карты. Имея эту информацию я взял кредитку и поехал. Водитель, видимо из советского пространства дабы не ждать остальных загрузил всех в автобус и поехали. Оказывается билеты покупаются только кредиткой с чипом, чего я не предусмотрел, у меня был мастеркард без оного, повезло довез до города бесплатно. На вокзале купил проездной за 150кр., что оказалось вполне ценным приобретением т.к. удалось солидно с экономить, т.к. он действует месяц, т.е. можно по нему ехать не один день. Я поехал в Карлсборг, несколько часов через прочие маленькие города и я в городе, на берегу озера Вэттерн, второго по величине в Швеции. Вначале надо было найти сам берег, нашел берег соседнего озера и пошел вдоль него на север, чуть позже нашел туристическое бюро где схватил карту. Весь берег как и любой другой, озерный или морской берег усеян яхтами. Удалось застать разведение моста. Дошел до фонтана который работал на фоне озера, что создавало эффект эпичности, да еще с отрезком радуги. И этот город показался самым уютным из всех, лодочки на берегу, песчаный чистейший берег. И потрясающий горизонт. Сидеть здесь можно было вечно, но надо было ехать назад. На обратном пути оказывается немного просчитался со временем, оказалось что запланированный автобус через 20минут не ходит в субботний день, пришлось ждать три часа в Шевде, ждать фактически последний. Но все равно, я довольный поехал назад, хорошо погулял по городу, стер все ноги.

Река и лодкиВ один воскресный день было большое путешествие на школьном автобусе до Йончепинга, который находится на южном берегу озера Вэттерн. Около 80км по ровным шведским дорогам. Вдоль дороги попадались останки сбитых оленей. Олени и Лоси — это главное достоинство, но и главная проблема в Швеции, их очень много и они часто пересекают магистрали, прорываясь даже сквозь сетчатый забор вдоль всей дороги. Почти каждый город или деревня имеет объездную дорогу, так что не заезжая в город можно было быстро и без остановки добираться до следующего пункта. Через полтора часа или час уже были в городе. Оставили на платной парковке автобус и пошли на все четыре стороны. В поисках центра города ушли совсем не туда, фактически шли вдоль жилых кварталов, потом я на карте, возле остановки сориентировался куда же надо идти. Вроде бы была солнечная погода и буквально через минут 15 пошел сильный ливень, в результате чего пришлось спрятаться под первой же крышей. Также спустя 15 минут неожиданно закончился. Дошли до центральной улице, которая превращается в уютный пешеходный бульвар, со множеством магазинов, почти все из которых не работали. В Швеции, почти все магазины не работают, в основном, только те работают, которые продают продукты питания. В городе множество милых фонтанчиком парков для детей, приятный вокзал на берегу озера, пирс вдоль которого протягивались единая скамейка на 300метров, ну и вкусное мороженное, только дорогое. Вернулись на парковку, поехали. Вроде бы все ничего но, минуты три заметили странный неприятный громкий шум в левом заднем колесе. Экстренно остановились и стали смотреть, колесо было в порядке, видимых проблем не обнаружились. Срочно дозвонились до преподавателей, которые сказали оставить автобус на парке и возвращаться своим ходом. А именно как-то доехать до Шевде откуда нас бы забрали преподаватель на другом автобусе, который оказался цел. Приехали на вокзал, купили билеты на поезд до Фолькчепинга, и на автобус до Шевде сразу, очень удобная по мне система покупки билетов в автомате, принимают любую карточку, только наличные не берет. Спустя 40 минут пришел поезд на котором доехали до Фолькчепинга, но при этом он немного опоздал, так что автобус до Шевде уехал раньше. Но выделили дополнительный автобус, насколько поражает порядочность шведской транспортной системы. В Шевде нас уже забрал Андерш и техник на своей машине. Буквально через десять минут после того как доехали до Шевде. Про поломку так и не поняли, но возможно застряла какая-та штука в карданном вале, т.к. через пару дней автобус уже был на месте и был готов к работе.

Помимо автобусных поездок, брали велосипеды. Главной целью был заповедник Хорнборгашён, который населяют редкие птицы. Первая поездка не удалась, пока я искал заповедник, стемнело, дорога проходила вдоль леса и ориентироваться в лесу всегда сложно, даже если есть асфальт. Во второй раз уже выехал пораньше и двигался поосновательней достиг озера, но здесь находилась приятная плотина и сооружение с которого можно было наблюдать за озером. В последний раз целью была уже непосредственно сам заповедник. Поехал вдоль шведских деревень. Шведские деревни абсолютно другие, люди здесь не садят картошку, не выращивают овощи и прочее. А только занимаются тем, что стригут газон выращивают цветы, и всяко его украшают и облагораживают, смотреть приятно. Причем почти каждый участок без какого либо забора Так же отмечу огромное кол-во национальных флагов на домах, и не только в деревне, но и в городах тоже. Повсюду открытые пространства. Озеро заметил из далеко. По указателям поехал к нему, но сначала подъехал к деревне к северу от него, где стояла типичная шведская церковь, возле которого рос гигантский дуб, которое на вид 400 лет. Вернулся к заповеднику к закату, где стоял домик на сваях прямо на озере. Это был музей, который в это время был закрыт, примечательно то что людей почти нет. Дальше была смотровая площадка, где я встретил закат. Рядом так же стояли фигуры сделанные из старых запчастей. Вернулся через деревню Varhnem, посмотрел на старый собор ночью. Вернулся в школу было уже совсем темно, горели фонари, на земле стелился туман.

Последняя велопрогулка была в самый последний мой день в Аксвалле, когда уже почти никого не осталось в школе. Поехал по карте найденной в Скаре на север, исследовать местные заповедники. Мимо деревни Лердала, мимо озер, дальше до местных скал. На подъеме оставил велосипед и пошел на верх вдоль речки текущей прямо со скал, рядом был ручей которые вытекал прямо из под камня, поднялся на вверх, где увидел шведский ландшафт, леса, озера, на горизонте ветряные электростанции. Немного полазив по скалам и попив из ручья вернулся к велосипеду, на котором поехал назад, решил обратить внимание на старые камни, которые стояли кругом на поле – это оказались дольмены. Древни объекты, до сих пор не понятно, для каких целей использовавшиеся ранее, а сейчас это памятник. Далее реши ехать немного другой дорогой, проехал вдоль древних могил. И памятника королю Карлу 12. Дальше был очень живописный маршрут вдоль озер. На знаке руины замка решил остановиться и идти пешком, что бы исследовать их. Сколько не искал, но видел от замка только потайной вход, который к сожалению был закрыт на замок и холм где стоял замок на котором росли посаженные деревья кругом. Пошел дальше в лес по маршруту, множество потрясающих маленьких озер, решил в одном из них искупаться. Когда залез, со дна начали появляться пузырьки и характерный запах, сразу вылез, чтобы не отравиться газом метаном. Пошел гулять дальше по карте по лесу. Понял, что ушел далеко, а мне нужно было вернуться к велосипеду. Когда возвращал, не понял как свернул не на ту дорогу, походил, походил и нашел озеро у которого уже был. Вернулся к велосипеду и уже почти без остановки поехал до школы. В номере, в последний вечер в Аксвалле обнаружил на себе, что ползет по мне клещ, хорошо я был привит и он не укусил, вообще избавился от него, забавно получить клеща в другой стране, да еще и в середине августа фактически.

В последний официальный вечер все кто хотел одели простыню, как римскую тунику и пришли на ужин. Ректор абсолютно всех поздравила с окончанием учебы, включая персонал школы. Каждому вручили сертификат, памятную книжки о шведской еде, сумочку с изображением школы, распечатку статьи из газеты в которой напечатали про нас. Так грустно было со всеми прощаться, но каждому нужно было ехать домой, в свой город, в свою страну. Постепенно люди рассасывались.

После школы я должен был поехать в Гётеборг, где должен был жить три дня или четыре ночи. Поехал на поезде из Шёвде в Гётеборг на втором этаже поезда. Все поезда в Швеции очень быстрые и удобные и даже есть Интернет.

Прибыл днем в Гётеборг, сразу ко мне пристал местный житель желающий мне помочь найти хостел. Очень приятно. Дошел пешком до хостела, разложился там, понятно делать нечего, пошел гулять по городу, светило солнце, дул легкий ветерок. Сразу встретил пару учеников из школы с которым погулял до самого вечера, поели в китайском ресторане, а также посидели на газоне у канала. На следующий день я планировал поехать в Осло, в столицу Норвегии. Просто так, пофотографировать и отметиться что я был там. Долго решался, в итоге потерял дешевые билеты. Купил на вокзале какие были и с возвращением в 5 утра фактически, т. е., я в итоге имел менее 4х часов гуляний по Осло в вечернее время. Перед этим погулял немного по Гётеборгу, купил несколько вещей, питался в кафешках быстрого питания, имел трудности разговора с иммигрантами, который очень тяжело говорил на шведском. Прогулялся по местному торговому центру сделанный из улиц города, и фактически являлся крытыми улицами, выглядело всё сказочно, особенно магазинчик с разной разноцветной уникальной одеждой.

Днем пришел на вокзал и стал ждать автобус, на вокзале посидел в Интернете так что чуть не опаздал на автобус и буквально забежал в него в последний момент. Автобус оказался полон всякими иммигрантами, которые зачем-то едут в Осло. В автобусе был бесплатный Интернет и биотуалет, что делало поездку комфортной, за окном красивые виды на скалы и почти горную дорогу, но это уже в Норвегии, а перед этим нас неожиданно остановил таможенный контроль, хорошо что я всегда носил с собой загранпаспорт, ибо несколько человек высадили, из-за отсутствия паспорта. Также привели собак, которые обнюхали все пассажиров. Норвегия не состоит оказывается едином таможенном союзе с Европой, что я не предусмотрел заранее, но благо обошлось, сказал, что еду фотографировать и гулять, вообще шведская виза в сработала, но потеряли много времени на границе. Вечер я уже был в Осло, попробовал найти карту города, но информационные пункты были закрыты, из-за этого не сразу удалось найти главную улицу. Осло в отличие от прошлых шведский городов он напоминал типичный современный город, если не считать некоторые улицы. Всюду выскоие бетонные и стеклянные дома, множество обычный дорог, нет каменных кладок. Ну и действительно был современным городом. Спустя некоторое время вернулся на вокзал и пошел в сторону фьёрда, в той стороне стоял здание гигантского оперного театра, очень эпичный и монументальный, который был построен в воде. И возвышался на девять этажей. Причем по нему, почти по всей крыше можно было спокойно передвигаться, на самом верхну можно было смотреть на фьорд в горизонте или просто сидеть или валяться. Классное место. Так же внутри было очень необычно. Чуть после, нашел главную улицу и вдоль нее пошел до дворца короля. Вдоль всей улицы стояли старинные дома, музеи, магазинчики. На одной из улиц ко мне пристал какой-то «модельер», которые предложил мне с ним сфотографироваться т. к. он типа суперизвестный, придумывает одежду. Не стал фотографироваться, терять на это время, я лучше город пофотографирую. Дошел до дворца. Уже у дворца начало сильно темнеть, загорелись огни в городе и стало фантастически красиво. Пошел вдоль всей улице назад. Видел забавный фонтан, метро, национальный музей. Вернулся на вокзал, дождался автобуса, поехал назад в Гётеборг, автобус был полупустым.

Прибыл в 5 часов уже в гостиницу. Там хорошо поспал. Я имел один полный день на этот город, нужно было использовать погоду и время полностью. Пошел гулять. Вначале просто так, потом вспомнил, что хотел музеи некоторые посетить, но затем неожиданно захотелось сходить на пляж, а точней подойти к выходу в море, прогулялся по мосту через фьорд. Я вернулся спустившись на пляж с другой стороны. Посидел почти час на каменистом пляже. Посмотрел на паром, двигавшийся под мостом. Пошел пешком через парк Скансен. В котором были очень красивый парк диких животных – олени, лоси, птицы и другие. Холмы и вершины с которых можно было смотреть на город и на которых стояли указатели интересных мест в парке. В этот день должен был быть концерт шведской панкрок группы Raisen First в парке развлечений Лисберье, поэтому поторопился на него. На авеню играл живой симфонический оркестр, классно было, но надо было идти. Перед парком стоят башни Гётеборга, на одну из которых забрался, чтобы разглядеть город сверху. Вход в сам парк в этот день оказался бесплатным и поэтому удалось бесплатно послушать известную местную группу, на ее концерт собралось очень много людей, выступили эффектно, на фоне 100 метровой башни свободного падения. После концерта походил по парку, всюду классные аттракционы на которых, к сожалению не оказалось ни времени, ни денег. Вернулся в хостел поспать. Утром быстро собрался, поел и пошел пешком до автовокзала, где сел в автобус идущий в Копенгаген.

Автобус оказался на половину пустым, внутри был Интернет, законом пейзажи. После города Хельсинборг, открывался вид на Норвежское море всю дорогу. Из далека уже виднелся Эресундский мост соединяющий Данию и Швецию. Видна была высоченная башня города Мальме. Мимо которой проехал автобус. Доехали до моста, его длина почти 8 км, в конце которого, на датской стороне он превращается в туннель уходящий под пролив. На горизонте и слева и справа возвышались масса ветряных электростанций. Граничного контроля из Швеции в Данию не было. Почти сразу за мостом расположен аэропорт Копенгагена Каструп, где автобус сделал остановку, но т.к. у меня было в распоряжении 7 часов еще, я поехал до центра города, где я вышел из автобуса.

После того как нашел бесплатную карту, двинул в сторону аэропорта из центра. Из достопримечательностей больше всего разглядел парк развлечений “Триволи”. Шел по дленющей улице, которая идет до аэропорта, примерно 12 км до него. Повсюду, как и везде в Скандинавии велодорожки и множество велосипедистов и не много машин. Копенгаген огорчил тем, что всюду в центре была стройка и поэтому не так интересно было по нему ходить. Наконец дошел до городского пляжа, который находился в двух км. от него. С него был виден во всей красе Эресундский мост и то как заходят на посадку или на взлет самолеты. В этот день было была очень теплая погода по местным меркам и светило солнце, множество людей отдыхало на пляже. На берегу так же было множество яхт, как и в любом другом портовом городе. Удалось проваляться пару часов на берегу, затем пошел в свой терминал. Регистрацию билета удалость выполнить на ж/д вокзале, регистрация билетов возможно только в терминалах, в аэропорту мне надо было сдать багаж и пойти досмотр. Ничего особенного в этот день вроде не было, пока один чернокожий охранник во время проверки паспорта не заговорил по-русски с одесский акцентом – привет земляк! я из Одессы! Я привык ничему не удивляться и поэтому не удивился и в этот раз, поприветствовал его тоже и пошел дальше. Сел возле ворот объявленных в мониторе, но оказывается касяки бывают и в Европе тоже, объявили о прибытии рейса в другие ворота. Пришлось бежать туда, хорошо они оказались не далеко. Прибыл норвежский самолет, какой и планировал. Сел возле окошка, мест свободных оказалось много, сел в другое окошко, чтобы не смотреть на крыло. Полетели в закат полетели. В низу уже сумеречный Копенгаген, Норвежское море слева, Балтийское справо. Небо чистое, в скором времени быстро стемнело. За бортом видно было видно как крыло болталось под сопротивлением воздуха – флаттер, на борту можно сидеть в Интернете, узнавать скорость, высоту, направление ветра, текущую точку самолета на карте с помощью бортовой беспроводной сети. Небо было чистое, эффектно смотрелся ночные Хельсинки во время посадки. Сели, вышел в зал прибытия, сразу же приехал багаж. Походил по залу, купил еду, посидел в Интернете, хотел уснуть, как мне позвонила организация, где я заказывал билет на автобус. В итоге они меня забрали, довезли до центра где в автобусе я уже спокойно поспал. Утром, удалось прогуляться по Хельсинки, город чем-то напомнил Санкт-Петербург, неудивительно, это потому что архитекторы, которые создавали Хельсинки воспользовались Санкт-петербургским опытом. Нашел по карте как бы это не было странным парк Ленина, решил туда сходить. Дошел. Он был еще в стадии строительства, судя по табличке, где было написано что его достроят в 2013 году. Почтили человека, который подарил независимость Финляндии. Там протекал ручек, хотел спросить человека, про него, но он оказался русским, куда ни глянь везде русские…

В 11-40 сел в автобус. Поехали в Россию. Спал почти всю дорогу к границе. Где нас задержали почти на два часа российский таможенный контроль. Заставили вытащить все вещи из автобуса и пройти с ними паспортный контроль. Очереди были большими, пробка из машин была до несколько сотен метров. И неудивительно приехал наконец в Россию… спустя 26 дней. Осталось еще несколько часов до Санкт-Петербурга.

Доехал до площади восстания вечером, пошел в забронированный Хостел оплачивать место в номере. Решил сэкономить и не ночевать этот день, а только оставил вещи, пошел гулять по ночному СПб. Посмотрел ночную набережную, разведение мостов, которые меня закрыли на острове на несколько часов. После этого дошел до Эрмитажа. Пошел дальше. В одной из кафешек работающей всю ночь, переночевал, остался жить в Спб на неделю, и продолжать знакомиться с Европой в самом европейском городе в России.